Центр торгового оборудования

Автоматизация предприятий торговли, общественного
питания и сферы услуг в Сургуте и ХМАО-Югре

единый многоканальный телефон +7 (3462) 21-77-22

МАРКИРОВКА товаров 2019-2024

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

 Оператор маркировки

В Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ уточняется, что оператора системы маркировки определяет Правительство. И таким оператором был назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас это, по сути, частный партнер в государственно-частном партнерстве. Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак».  

 Этапы внедрения маркировки

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Обязательное использование
Лекарства С 1 июля 2020 года
Табак С 1 марта 2019 года
Обувь С 1 июля 2019 года
Шины и покрышки С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 декабря 2019 года
Пиво Нет официальной информации

Что нужно для внедрения маркировки

  • ЭДО

Для работы с системой маркировки все участники должны обмениваться электронными документами. Для этого необходимо заключить договор с одним из операторов , на сегодняшний день существует несколько десятков операторов ЭДО. Например Такском, Платформа ОФД и другие.

  • Новое оборудование, которое умеет работать с кодами маркировки

Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.

Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности. 

  • Касса и кассовое ПО

Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.

  • Подключение к ОФД

Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.

  • Учетные системы

Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки. 

  • IT-решение для передачи сведений в «Честный знак»

Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.